Детали
- В гимназии Ю. Олеша прославился не только как лучший ученик и поэт. Он был и знаменитым хавбеком (полузащитником). На равных играл в одной команде с Григорием Богемским, который стал известным футболистом.
Вот как описывает Катаев первую встречу с Олешей на футбольном поле: «Крайний левый перекинул мяч с одной ноги на другую и ринулся вперёд – маленький, коренастый, в серой форменной куртке Ришельевской гимназии, без пояса, но с башмаком, волосы, упавшие на лоб, брюки по колено в пыли, потный, вдохновенный, косо летящий, как яхта на крутом повороте. С поворота он бьёт старым, плохо зашнурованным ботинком. Мяч влетает мимо падающего голкипера в ворота. Ворота – два столба с верхней перекладиной, без сетки. Продолжая по инерции мчаться вперёд, маленький ришельевец победоносно смотрит на зрителей и кричит на всю площадку, хлопая в ладоши самому себе: «Браво, я!»
- Мальчиком и многие годы потом, уже взрослым человеком, Юрий Олеша любил цирк. Он говорил, что арена цирка – золотое донышко в чаше его жизни. В цирке он обожал весёлую фантастику клоунов, точность работы наездников, смелость акробатов. В детстве он даже мечтал стать циркачом и научиться делать сальто-мортале.
- Ю. Олеша был мастером экспромта. Когда руководство газеты «Гудок» было озабочено грядущей годовой подпиской газеты, Олешу возили по самым крупным железнодорожным узлам страны на гастроли. Причём ездил он в отдельном вагоне, как падишах! Приезду писателя всегда предшествовали афиши, которыми оклеивали город. Снималось огромное помещение – чаще всего цирк. И он всегда был полон! Билеты на выступления Зубило (псевдоним Олеши) раскупались мгновенно.
Начиналось с доклада о роли печати в Советской стране, а потом докладчик предлагал правой стороне трибун выкрикивать слова, которые придут на ум, а левой – придумывать к ним рифмы. Эта игра называется буриме. Зрители оживлялись.
Потом докладчик говорил: «Всё, хватит. Вот здесь двести слов и столько же к ним рифм. Сейчас товарищ Зубило на глазах у всех сочинит поэму. В ней будут использованы все до единого слова – причём в том же порядке. Товарищ Зубило, прошу!»
Олеша выходил на середину арены и спрашивал у зрителей: «Сколько времени вы мне даёте на сочинение? «Пять минут!» – кто-то кричал из зала. «Много, слишком много!» – отвечал Олеша. «Три минуты!» – «Много, слишком много!» – «Ни одной минуты!» и Юрий Карлович выдавал экспромт, ошеломлённая аудитория слушала остроумнейшее стихотворное повествование из наобум подброшенных ему слов и рифм, рассказывающее о привычной жизни на транспорте, о «Гудке» и даже об этом самом вечере. После этого подписка была обеспечена.
- Творчество писателя связано с театром. В 1920 году ещё в Одессе Олеша сочиняет пьесу «Игра в плаху» и тогда же её ставит Театр революционной сатиры. В 1929 году состоялась премьера пьесы Юрия Карловича «Заговор чувств» (по мотивам романа «Зависть»), а в 1958 г. здесь же идёт его инсценировка романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В 1931-м пьесу Олеши «Список благодеяний» взял в театральный репертуар Всеволод Мейерхольд. Постановка шла три сезона, но вскоре попала под запрет: чиновники нашли крамолу.

- В 1930 г. по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трёх толстяков», которая до наших дней успешно идёт во многих театрах мира. Говорят, что после спектакля Юрий Карлович пришёл за кулисы. За ним осторожно шли официанты с огромными подносами, на которых возвышались пирамиды бутербродов и множество разнообразнейших пирожных. Актёрам, исполнявшим главные роли, Олеша преподнёс книгу «Три толстяка». На всех экземплярах писатель сделал дарственную надпись. Юрий Карлович заранее расспросил режиссёра и педагогов о внутреннем мире каждого, кому предназначалась книга. Шаблонов он не терпел.

- По сценариям Олеши были поставлены фильмы «Строгий юноша» (в 1936 г. был запрещён к широкому показу), «Болотные солдаты» (сценарий написан совместно с А. Мачеретом, фильм вышел в 1938 г.) и «Ошибка инженера Кочина»» (сценарий написан совместно с А. Мачеретом, фильм вышел в 1939 г.). Он также автор сценариев игровых, анимационных («Девочка в цирке» – 1950 г, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – 1951 г., совместно с Иваном Ивановым-Вано), документального фильма «Кино за 20 лет» (совместно с Александром Мачеретом).