Три столпа морской державы

«…Все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится».
Пётр 
I, российский император

Ежегодно в мае отмечают свои праздники три флота, входящие в состав Военно-морского флота России: Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский.

Попытки создать военный и торговый государственные флоты и с их помощью установить постоянные торговые связи с заморскими странами предпринимали Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил и Алексей Романовы. Но только при Петре I началось создание большого регулярного военного флота.

Пётр Великий, сам обучавшийся морскому делу у иностранцев, стал наставником первых отечественных флагманов. В помощь себе царь нанимал иностранных специалистов, работа которых послужила примером для первых российских адмиралов.

30 октября 1696 года (посчитайте-ка, сколько лет назад это было) Боярская Дума России приняла историческое решение: «Морским судам быть!». И с этого времени Россия, считавшаяся сухопутным государством, стала быстро превращаться в великую морскую державу.

Строительство шло стремительными, невиданными до тех пор темпами. Только представьте, что спустя лишь 7 лет – 18 мая 1703 года – флотилия из 30 шлюпок под командованием Петра I одержала свою первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных судна. Позже здесь было заложено адмиралтейство, ставшее центром российского кораблестроения.

А 18 мая теперь считается днём рождения Балтийского флота России.

Взятие шведских кораблей в устье Невы. Л. Д. Блинов, 1890 год

За многовековую военную историю Балтийский флот одерживал победы в Северной и Крымской войнах, в годы Великой Отечественной войны принимал участие в обороне Ленинграда.

Тихоокеанский флот

День Тихоокеанского флота ВМФ России – ежегодный праздник, отмечаемый 21 мая в честь создания Тихоокеанского флота.

В этот день в 1731 году Сенат Российской империи «…для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» учредил Охотскую военную флотилию и Охотский военный порт, первое постоянно действующее военно-морское формирование России на Тихом океане.

А первым командиром Охотского порта и Охотской военной флотилии был назначен генерал-майор Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев, перед которым поставили задачу развития не только военного, но и торгового флота. Охотский военный порт в течение 140 лет оставался единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке.

В 1849 г. для более надежной охраны побережья и Курильских островов главная база Сибирской флотилии была перенесена в Петропавловск-Камчатский.

Генерал-майор Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев
(авт. Д. Г. Левицкий, 1790 год)

Черноморский флот

День Черноморского флота ВМФ России отмечается 13 мая в честь его создания.

Черноморский флот обеспечивает военную безопасность страны на юге.

Весной 1783 года, после многолетней борьбы с Турцией и долгожданного присоединения Крыма к России, императрица Екатерина II принимает историческое решение об основании Черноморского флота. Для этого неподалёку от устья Днепра был основан новый город Херсон, в котором оборудовали верфи – специальные места для постройки кораблей. В Херсон направили самых опытных корабельных мастеров им привезли самый лучший лес. Возглавить Черноморский флот поручается вице-адмиралу Федоту Алексеевичу Клокачёву.

Благодаря стараниям этого образованного флотоводца основу Черноморского флота составили 19 военных морских судов. И уже через несколько лет они нанесли поражение турецкому флоту в Русско-турецкой войне 1787–1791 годов, в ходе которой Россия одержала несколько решительных побед под командованием легендарного адмирала Фёдора Ушакова.

Вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв

Парусный 80-пушечный линейный корабль
Черноморского флота Российской империи «Рождество Христово»

Об истории трёх флотов России
прочитайте в книгах:

Озерецкая Е. Л. Доблесть русского флота / Елена Озерецкая – СПб.: Детская литература, 1972. – 111 с., ил. 12+

Как, кем и когда создавался русский флот? Кто из маленького ботика Петра I «вырастил» могучие корабли-гиганты? Какие выдающиеся географические открытия и подвиги совершены русскими мореплавателями? Ответы в этой книге.

Митяев А. Как Россия стала морской державой / Анатолий Митяев – М.: Оникс, 2008. – 304 с., ил. 12+

Издревле служат людям морские дороги: для общения с другими странами и народами, для торговли. И хорошо, если эти дороги есть и открыты! А если нет? Приходится тогда прокладывать пути к ним в жестоких боях и отчаянных сражениях под руководством талантливых полководцев и адмиралов. О том, как нелегко это было, читайте на страницах книги талантливого писателя Анатолия Митяева.

Скрицкий Н. В. Самые знаменитые флотоводцы России / Николай Скрицкий – М.: Вече, 2000. – 480 с., ил. 12+

Так получилось, что Россия, уже в средние века прославленная дальними походами воинов по Чёрному и Балтийскому морям, Ледовитому океану и рекам Сибири, по ряду причин была долгое время оттеснена от удобных морских выходов и не могла учредить регулярный флот. Поэтому Петру I пришлось практически с нуля создавать основу будущей морской мощи нашей страны. С нуля учить матросов и адмиралов, с нуля строить мощные военные корабли, чтобы уже в середине ХVIII-го столетия Россия стала великой морской державой! О первом флотоводце Петре Алексеевиче Романове (Пётре I) и его последователях, о взлётах и падениях русского флота и написана эта занимательная и познавательная книга.

Митяев А. Адмирал Нахимов / Анатолий Митяев – М.: Малыш, 1983. – 32 с., ил. 12+

Адмирал Павел Степанович Нахимов занимает почётное место в ряду национальных героев, которыми гордится русский народ. Его именем названы училища, где будущие морские офицеры начинают готовиться к военно-морской службе. Во время Великой Отечественной войны Советское правительство учредило орден двух степеней и медаль Нахимова. Орденом награждались офицеры Военно-Морского Флота «за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций», а медалью – отличившиеся в боях матросы, старшины и сержанты флота. Чем адмирал заслужил такую память?

Сотников О. Адмирал Макаров: в море – значит дома / Олег Сотников – М.: Настя и Никита, 2017. – 24 с., ил. 6+

Внимательного читателя, конечно же, заинтересовал подзаголовок этой красочной книги: «в море – значит дома»! А что значит это «значит»? Рассудительный читатель сразу, конечно, начнёт рассуждать и придёт к верной мысли, что дом – это место, где находится душа человека, место, с которым связано всё самое важное и дорогое. Для адмирала Степана Осиповича Макарова таким местом было море! И корабли, на которых он служил, постоянно что-то придумывая, совершенствуя. Мины «на шесте» против кораблей противника, семафорная азбука для общения моряков, пластырь от пробоин. И управление первым русским ледоколом! За это и помнит Россия этого выдающегося моряка!

Конюхов Ф. Как адмирал Ушаков Чёрное море русским сделал / Фёдор Конюхов – М.: Настя и Никита, 2013. – 24 с., ил. 6+

«У каждого человека должны быть герои, на которых ему хотелось бы походить. Для меня одним из таких героев ещё с детских лет стал наш великий флотовóдец, непобедимый русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Удивительного тут ничего нет: ведь я уже в детстве точно знал, что обязательно буду моряком и путешественником. А на кого ещё равняться будущему мореходу, как не на самых славных капитанов и адмиралов?

Честно говоря, не так уж много есть в истории отечественного мореплавания имён, которые можно было бы поставить рядом с именем Фёдора Ушакова. Ведь именно он своей храбростью и талантом сумел завоевать для России Чёрное море. Не город и не крепость, а целое море – только представьте себе!»

В России все гордятся флотом,
Что Пётр первый основал;
С тех пор он стал стране оплотом…
И от врагов всех защищал.

На всех морях и океанах
Бывали наши корабли;
Средь бурь, штормов и ураганов…
Достойно службу все несли.

(В. Жуков)