Сказочная природа России

Ты – россиянин, часть великой семьи народов. Все народы имеют свои традиции и обычаи, легенды и сказки. Многое можно узнать из них: чем люди занимались, как относились к окружающему их миру.

Детская библиотека предлагает тебе, читатель, перелистать народные сказки и убедиться, как в них талантливо и мудро отражена удивительная и многообразная природа России.

На севере России простирается тундра. На первый взгляд, безрадостная и неприветливая она, стала домом для энцев, ненцев, долганов, нганасанов, эвенков, чукчей, которые кочевали по просторам Севера. Эти народы смотрели на окружающий мир с уважением и замечали ту, скрытую, неяркую красоту, лучше которой нет нигде.

Многие природные явления древние люди понимали по-своему. Например, вот как ненцы рассказывали про полярные день и ночь: «Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с неба. В реках было много рыбы. От берегов морей до самых лесов паслись оленьи стада. Голубых и белых песцов не переловить. Каждой весной тучами налетали гуси, утки, лебеди». И вдруг: «Прилетела тысяча ястребов. Накинули они сеть на солнце и потащили за собой… угнали они оленей, истребили голубых и белых песцов… В тундре стояла тёмная ночь. Дул холодный северный ветер, бушевала пурга. Озёра и реки покрылись толстым льдом». Об этом прочитаем в сказке «Как могучий орёл вернул ненцам солнце» из сборника «Дорогами сказок: сказки народов СССР».

Люди не только охотились на животных, они наблюдали за ними. «В тундре живут олени, бурые медведи, волки, росомахи, лисицы, песцы, и разные мелкие звери и птицы…», – рассказывал отец подрастающему сыну в эскимосской сказке «Кто и что ест» (сб. «Сказки Севера», сост. Г. Меновщиков; 1981).

А ты сможешь узнать по описанию животных тундры? Нажимай на ссылку: https://learningapps.org/watch?v=p0obr9e9t22

Ты знаешь, почему у горностая кончик хвоста, а у лебедя кончик клюва и лапы – чёрные? Или почему бурый медведь живёт в лесу, а белый медведь – в море? Или как ель, кедр и сосна стали вечнозелёными? Прочитай книгу «Сказки России» и непременно найдешь ответы на эти и другие вопросы.

За тундрой простираются на тысячи километров богатые величественные таёжные леса, приютившие много лет назад коренных народов Сибири: алтайцев, бурят, долганов, ненцев, селькупов, эвенков, хантов и манси, якутов и др. Люди восхищались красотой своего края и рассказывали об этом в своих сказках. Прислушайтесь:

«Вот наступает раннее утро. Чуть розовеет заря над урманом (урман – хвойный лес). Ещё не видно за лесом и краешка солнца. Но в таёжке навстречу заре запела первая птичка, где-то в ветвях зашевелилась кедровка, вспомнила про кедровые шишки – скоро надо лететь за орехами. Пробежал хлопотун-бурундучок, выглянула из дупла пушистая белка. Всё потянулось навстречу утру. Солнце взошло. Заиграла, запела тайга.

Кедры широко ветви раскинули, в них кедровые шишки спрятали. Сосны вершинами к небу поднялись, шумят, говорят о чём-то друг с другом. А под ними – заросли цветов таёжных – саранок. А поляна ягодами усыпана. На кочках и рядом – полно брусники, собирай только» («Толстый Колькет», сб. «Сказки народов Сибири», 1984).

«Лес на самом берегу стоит. Деревья разные. Черёмуха, рябина, ольшаник, ива. А между ними ели, лиственницы, березы. В речке есть ямы-омуты глубокие, перекаты песчаные да каменистые» (эвенская сказка «Бобровая речка», сб. «Три маралухи», 1986).

Тайга удивляет и восхищает. Разнообразен её животный и растительный мир. «Зимой крепко спал в своей берлоге бурый медведь. Когда синичка запела весеннюю песенку, он проснулся, вышел из тёмной ямы. Двинулся сквозь частый лес, бурную реку мелким бродом перешёл, по талому снегу ступал, сколько звериных следов чуял. Размахнулся, – Рраз! – пихта упала, корень из земли вывернулся… Его любимая еда – кедровые орехи… Медведь просунул свою огромную лапу в бурундукову кладовую, захватил горсть орехов…» (алтайская сказка «Нарядный бурундук», сб. «Сказки народов Сибири», 1984).

А вот как буряты объясняли способность зайцев и белок менять шубку на зиму: «Выслушал хозяин леса зайца и говорит: «Шубу твою белую сменю на серенькую, будешь ты летом легко в траве прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы, никто тебя и не заметит» («Снег и заяц: бурятская сказка», сб. Дорогами сказок: сказки народов СССР», 1987).

Да, сколько интересного поведает сибирский фольклор! И почему синица раньше всех в лесу начинает свою песню петь? И отчего у зайца уши длинные, а у тетерева брови красные? И как перевелись барсы на Енисее? Почему зима длиннее, а лето короче? Прочитай об этом в книге «Три маралухи».

Тайгу на карте сменяют смешанные леса. «Загудели дубы, зашуршали листья, трава зашелестела, речка зажурчала». Ветерок притих и «комары, мошки, жуки и букашки, бабочки и стрекозы» залетали, зажужжали, копошатся в траве». «Вдруг со всех сторон слетелись птицы: соловьи и синицы, ласточки и скворцы, чижи и журавли. Зачирикали, защебетали, засвистели и заворковали – каждый свою песенку поёт» (чувашская народная сказка «Пылающий огонь», сб. «Сказки народов России», 2008).

Издревле на этих землях проживали марийцы, мордва, татары, чуваши, башкиры, удмурты и др., которые занимались собирательством, охотой, земледелием.

«Жил Перя охотой и звериной ловлей. Увидит, бывало, в лесу следы лося, оленя или медведя – в один миг зверя догонит. Зайцев сеткой ловил. Птиц лесных на лету руками хватал. Рыб в ручьях пятернёй вылавливал». («Перя-богатырь», сб. «Под ласковым солнцем: сказки, песни, предания, загадки, пословицы народов СССР», 1980).

Жили они, обрабатывали землю, пропитание добывали и всё-всё подмечали, что вокруг происходит. Многое их удивляло: как появились горы и долы, почему у мордвы земли мало, отчего лебеди улетели? Всему ведь есть причина, но какая? Из наблюдений за окружающим миром и жизненного опыта появлялись ответы на эти вопросы, которые старшие передавали подрастающему поколению через сказки. Прочитай их в книге «Под ласковым солнцем».

А дальше, на юге, раскинулась бескрайняя степь, родина кочевых народов: калмыков, казахов, тувинцев. Здесь веками жили свободолюбивые, отважные кочевники. Родная степь кормила и воспитывала их здоровыми, сильными, бесстрашными.

Здесь не встретить сибирских исполинов: медведя, лося, оленя, кедр и ель. Нет лесов, мало воды. «Вокруг болотца рос чахлый кустарник, а дальше простирались унылые жёлтые пески. Роем летала мошкара» (калмыцкая «Сказка о родном крае», сб. «Сказки народов России»).

Животные стараются скрыться в траве от палящего солнца: «мелькнула рыжая лисица – пробежала по каменной россыпи, и скрылась в норе… с ветки свисает змея…» (бурятская сказка «Как ленивому старику трижды повезло», сб. «Сказки России», 2008).

«Целый день пробродили три охотника напрасно. Только к вечеру подстрелили дрофу. На другой день двух гусей и одного куличка. На третий день добыли они лебедя» (казахская сказка «Чей сон лучше», сб. «Гора самоцветов: сказки народов СССР», 1984).

Зато сколько здесь свободы и напоенного ароматами горькой полыни и бесчисленных цветов воздуха!

Хочешь узнать, почему стрекоза летает, когда солнце высоко, а комар появляется только к вечеру? Как мышь «получила» себе целый год в восточном календаре? Как верблюд потерял рога и красивый хвост? Читай сказки народов степей в книге «Под ласковым солнцем».

А что, если подняться выше к небу, там, где солнечные лучи касаются вершин гор? Для этого нужно отправиться на Северный Кавказ. Где веками проживают адыгейцы, кабардинцы, черкесы, чеченцы, ингуши, даргинцы, лезгины.

Они занимались охотой, скотоводством. «Однажды охотник провёл в горах целый день, но не встретил никакой добычи. Вдруг увидел на скале огромного орла. Вскоре ему попалась дикая коза. На берегу увидел рыжую лисицу» (кабардинская сказка «Охотник и ханская дочь», сб. «Сказки России», 1983).

Верили в силу горных источников: «Жил-был горец-охотник. Бродил он с ружьём среди скал. И вдруг увидел – между камней волк пробежал. Погнался охотник за зверем. Очень спешил волк уйти от человека. Бежал изо всех сил да вдруг споткнулся, вывихнул лапу и захромал. А у дороги какой-то источник журчал. Прыгнул в него волк и исцелился. Мигом в скалы помчался… Так был открыт в горах чудесный целебный источник» («Чудесный источник», сб. «Под ласковым солнцем: сказки, песни, предания, загадки, пословицы народов СССР», 1980).

Много ещё интересного узнаешь из старинных преданий: отчего у птицы удода гребешок на голове, отчего у солнца такие жгучие лучи, – жители гор и об этом сочинили сказки.

Да, сказки разных народов отличаются друг от друга. У них разные герои. Но есть общее для всех – они передают любовь к родному краю, описывают свой быт и образ жизни. Учат уважать и беречь природу, быть внимательным к ней, добрым и щедрым, умелым и отважным. Эти умные старые сказки, передающиеся из поколения в поколение сотни лет, берегут культуру своего народа.