Анастасия Александровна Орлова (27 января 1981 г.) – современный поэт, писатель и переводчик, лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества (2016 г.). Автор около 20 детских книг.
Не только дети, но и взрослые с удовольствием читают поэтические истории, придуманные автором.
Уважаемые родители, предлагаем вам несколько стихотворений, которые можно разыграть с вашими дочками-сыночками.
Первые рифмованные строчки появляются в жизни малышей практически с самого рождения. Они сопровождают действия родителей, которые во время гигиенических процедур поглаживают деток, поворачивают их, сгибают-разгибают ручки-ножки, проговаривая:
Улитка
Кулачок-улитка,
Отвори калитку!
Дай с ладошкой подружусь!
Дай за пальчик подержусь!
Пальчики-мальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот хочет танцевать,
Этот хочет кашку кушать,
Этот хочет сказку слушать,
Этот хочет погулять,
Раз, два, три, четыре, пять.
Потягушка
Потяну-тяну-тяну
Тёму в небо-вышину,
Через небо на луну –
Тёма скажет:
«Ну и ну!»
Подросли малышки́, подросли и стишки, но всё так же с ними интересно совершать, казалось бы, самые обычные дела. Например, стихотворение «Поднималочка» А. Орловой будто специально написано для двух-трёхлетних маленьких «нехочух подниматься по лестнице». Проверено! 10 ступенек самостоятельного подъёма вверх обеспечены!
Раз шажок,
Два шажок.
Шёл по
Лесенке
Сынок.
А ступеньки высоки,
А шажочки нелегки.
Раз шажок,
Два шажок-
Утомился мой дружок.
Постоим,
Отдохнём,
И опять
Вперёд
Пойдём!
«Когда ты сам испытываешь удовольствие от чего-то, в нашем случае от замечательной книги (а в нашем – стихотворении, прим. автора), есть надежда, что и другой человек его разделит. Особенно ребёнок. Дети нам верят. До определённого возраста». (Выдержка из интервью с А. Орловой в сети Интернет).
В 4–6 лет дети уже готовы не только слушать, но и самостоятельно проигрывать услышанное. Для игрочтения этого стихотворения ребятам понадобятся бумага и цветные карандаши.
Новая звезда
Я кричу: «Вот это да!
У меня в руке звезда!».
Не с небес, и не морская,
Настоящая земная!
Новая,
Кленовая!
Прочитайте стихотворение и подумайте: в какое время года падают такие «звёзды? А в Северске есть листочки, которые можно принять за звёздочки? Нарисуйте их.
Воришка
Ручеёк-ручьишко –
Маленький воришка.
Хвать кораблик –
И бежать!
Ой!
Уносит!
Не догнать!
Перед чтением стихотворения «Воришка» сложите кораблик-оригами по схеме. А потом, читая его, устройте регату: догонялки или обгонялки.
Материалы: прямоугольный лист бумаги.
Описание:
// Щеглова О. Новая книга оригами. – М., 2007. – 139 с.
Мурка и самолёт
В Мурке есть что-то
От самолёта –
Заводится Мурка с полоборота!
Под рыжею шкуркой
Мотор тарахтит,
И, кажется, Мурка
_________ взлетит!
А ещё можно поиграть в «соавтора». В стихотворении «Мурка и самолёт» пропущено слово. Подумайте, какое из предложенных ниже? Только помните, что в стихах важно каждое слово. Пропустишь – и смысл или потеряется, или поменяется.
От рыбки от счастья от тапка на крыльях от горя
Нарисуйте счастливую Мурку по клеточкам.
// Смекалочка. – 2020. – № 2. – С. 24
В 6–8 лет – самое время начать заучивать стихи наизусть. И помогут в этом небольшие «опорные» рисуночки. Где их взять? Нужно прочитать стихотворение и выделить основные моменты в сюжете, определив ключевые слова. А потом по этим словам создать рисунки. Рисунки должны быть простыми, схематичными. Главное, чтобы они помогали вспомнить текст стихотворения.
Нарисуйте ключевые слова из стихотворения «Сегодня дождь идёт с утра» и выучите его.
Сегодня дождь идёт с утра.
Какой чудесный день!
Ура!
Надену плащик-дождевик,
Возьму любимый грузовик,
Пойду пройдусь немножко?
В резиновых сапожках.
Моя исполнилась мечта:
И грязь!
И лужи!
Красота!
Ключевые слова: Дождь Плащик-дождевик Грузовик Сапожки |
Опорные рисунки |
Уважаемые взрослые, вам уже хочется продолжать играть, сочинять и фантазировать с детьми? Это будет легко сделать с любым сборником Анастасии Орловой! Приходите за ними в Детскую библиотеку!
Читайте, улыбайтесь, сочиняйте новые игры.